Обществознание

Контрольная работа по теме "Духовная сфера жизни" 11 класс

Те, кто не сдает экзамен - только часть В, остальным ВСЕ.

Часть В. Дайте краткий ответ на вопрос.
В1.       Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма научного знания


- это предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования

теория
- система взаимосвязанных утверждений, законов

закон
- выводы о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями


В2.       Запишите слово, пропущенное в схеме:

Образование в РФ

дошкольное

общее


дополнительное



В3.       Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой 
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
премьера телесериала
1)
массовая
Б)
конкурс фольклорных коллективов
2)
народная
В)
празднование дня Ивана Купалы


Г)
скандал с участием поп-звезды


Д)
переиздание детектива-бестселлера


В4.       Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой 
позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
стремление к достоверности
1)
наука
Б)
обоснованность предположений
2)
искусство
В)
субъективность


Г)
чувственное отражение реальности


В5.       Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к
каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ

ВИДЫ РЕЛИГИИ
А)
синтоизм
1)
мировые
Б)
иудаизм
2)
национальные
В)
буддизм


Г)
христианство


Д)
конфуцианство


Е)
ислам


В6.       Установите соответствие между видами религии и их конкретными примерами: к каждой
 позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ РЕЛИГИЙ

ВИДЫ РЕЛИГИИ
А)
индуизм
1)
монотеистические
Б)
католицизм
2)
политеистические
В)
пантеизм


Г)
православие


Д)
иудаизм


Е)
протестантизм


В7.       Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре, и
 обведите цифры, под которыми они указаны:
1) авторство часто не определено,
2) носит преимущественно коммерческий характер,
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия,
4) появилась раньше других форм культуры,
5) рассчитана на узкий круг ценителей,
6) наиболее востребована в современном обществе.
В8.       Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите 
цифры, под которыми они указаны:
1) школьные анекдоты,
2) исторический роман,
3) песня о Степане Разине,
4) песни-колядки,
5) бразильский телесериал.
В9.       Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в ХХ 
веке, и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) кинематограф,
2) Интернет,
3) телевидение,
4) газеты,
5) радио.
В10.   Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
 предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии
 в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____ (1), но со
 временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более 
сложными религиями. От них происходят многочисленные _____ (2). Национально-
государственные религии, которые оставляют основу жизни целых народов и наций. Мировые
 религии, то есть вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное
 число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _____ (3), _____
 (4). Все религии можно также объединить в две большие группы: _____ (5), то есть
 признающие существование единого Бога и _____ (6), признающие множество богов.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть 
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно 
заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам 
потребуется для заполнения пропусков.
а) монотеизм, б) политеизм, в) древность, г) ислам, д) культ, е) буддизм, ж) индуизм, з)
 суеверие, и) конфуцианство, к) миф.

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.
С1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «искусство»? Привлекая знания
 обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об
 искусстве.
С2. Назовите любые три функции современной науки.
С3. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее
 осуществления.
С4. С помощью 3 примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, элитарной и 
массовой культур.
С5. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе
 и раскройте каждое из них на примере.
С6. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по
 содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не
 смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится 
описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.




Контрольная работа по теме "Политика" 11 класс

Часть 2. Напишите краткий ответ на вопрос.
В1.       Какое слово пропущено в схеме?


Признаки .....   власти



Возможность законного использования силы

Общеобязательность решений

Верховенство над иными видами власти
В2.       Какое слово пропущено в схеме?


Политические ....



социал-демократическая

либеральная

консервативная

коммунистическая
В3.       Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «политическая система». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Государство, политические консультанты, общественные движения, политические лидеры, ветви власти, политические партии.
В4.       Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «государственный аппарат». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, органы охраны общественного порядка.
В5.       Установите соответствие между функциями и их политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
А)
представительство совокупных интересов общества
1)
государство
Б)
разработка политических программ
2)
партии
В)
выдвижение политических лидеров


Г)
создание норм права


В6.       Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ
А)
власть осуществляется узкой группой лиц
1)
демократический
Б)
гарантировано равенство всех перед законом
2)
авторитарный
В)
гражданам предоставлено право на многообразие общественных объединений


Г)
власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека


Д)
особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь


Е)
осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества


В7.       Установите соответствие между формами территориально-государственного устройства и их признаков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ФОРМА УСТРОЙСТВА
А)
отсутствует единая налоговая система
1)
унитарное государство
Б)
союз государств ориентирован на достижение преимущественно внешнеполитических целей
2)
конфедеративное государство
В)
властные полномочия разделены между центром и субъектами
3)
федеративное государство
Г)
на всей территории действует единственная конституция


Д)
административно-территориальные образования не имеют своих законодательных органов


Е)
существует верховенство союзного Закона


В8.       Найдите в приведенном списке функции государства. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1)      политическая,
2)      правоохранительная,
3)      социальная,
4)      демократическая,
5)      культурная,
6)      экономическая,
7)      этническая,
8)      статусная.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В9.       Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Либеральная ____ (1) зарождается в Западной Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Главная ценность либерализма – свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной ____ (2), предпринимательской инициативе.
Либералы признают равенство ____ (3) в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. Естественные, природные ____ (4) человека – жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует ____ (5). Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности и общества. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие ____ (6) – например, имущественного или образовательного.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) цензы,
б) государство,
в) идеология,
г) общество,
д) граждане,
е) конкуренция,
ж) реформа,
з) ответственность,
и) права.
В10.   Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В словаре современной ____ (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием ____ (2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием _____ (3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное ____ (4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими  общественными сферами. Любое явление – и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных ____ (5).
В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания ____ (6).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) отношения,
б) политология,
в) управление,
г) политический процесс,
д) развитие,
е) общественные сферы,
ж) социальные группы,
з) власть,
и) общественные движения.
Часть 3. Напишите развернутый ответ на вопрос.
С1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность». Составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.
С2. Назовите четыре функции политической партии в обществе.
С3. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
С4. В стране Р. происходит становление правового государства. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.
С5. В стране Н. произошел государственный переворот и стал формироваться политический режим, который политологи охарактеризовали как тоталитарный. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.