Законодательство напрямую не запрещает монтаж и эксплуатацию
систем видеонаблюдения в общественных местах. Оно регулирует использование
отснятого материала. Так, не является нарушением сбор, хранение, распространение
и использование информации о частной жизни гражданина в
государственных, общественных или иных публичных интересах (ст. 152.2,
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая). Напротив, в ряде случаев
закон прямо предписывает установку средств видеонаблюдения. В том числе на
спортивных объектах, в гостиницах, на вокзалах и в аэропортах, в музеях и других
местах массового сбора людей, что связано в первую очередь с обеспечением
антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Из анализа Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об
образовании), Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с
изм. от 29.03.2019) "О противодействии терроризму" следует, что исполнение
требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и
антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных
учреждений. Для комплексной
безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их
учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с
установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и
канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск
национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в
ситуационные центры "Службы 112". Из приложения "В" к вышеприведенному Своду
правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения
распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные
организации (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В силу п. 2 ч.
13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
"Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в предусмотренных
законодательством случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы
телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные
на обеспечение защиты от угроз террористического характера и
несанкционированного вторжения. В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст.
28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится в
том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,
оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и
требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями,
образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и
укрепления здоровья.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи 28 Закона об образовании
предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою
деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода
за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана
здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности
обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную
деятельность. Пунктом 2 части 6 указанной статьи 28 Закона об образовании
предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою
деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода
за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана
здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности
обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную
деятельность. Согласно разъяснениям Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и
видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим
персональным данным и особенности их обработки" открытое видеонаблюдение может
устанавливаться как в публичных местах, так и на охраняемой территории, закрытой
для всеобщего посещения при условии надлежащего оформления такового в целях
обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, контроля за
осуществлением трудовых обязанностей и т.д.
Согласно современного
законодательства оснащение образовательной организации системой видеонаблюдения
является обязанностью, а не правом. При этом места установки видеокамер законом
не урегулированы, определяются организацией самостоятельно. Для легализации
видеонаблюдения разрабатывается Положение о видеонаблюдении, утвержденное
приказом директора, также включается видеонаблюдение в иные локальные акты
(правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения учащихся, устав
образовательной организации и т.д.) (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от
27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных").
В положении о
видеонаблюдении предусмотрены: цели видеонаблюдения; порядок и срок хранения
видеозаписей; места расположения камер; перечень лиц, имеющих доступ к
видеозаписям; порядок просмотра видеозаписей. При этом также размещается в
открытом доступе информация о ведении видеонаблюдения (таблички, указатели и
т.д.). При введении видеонаблюдения в образовательной организации учитываются
два основных момента: соблюдение прав работников (учителей и иного персонала) и
соблюдение прав учащихся (несовершеннолетних).
Для
соблюдения прав несовершеннолетних учащихся также необходимо оформить введение
системы видеонаблюдения надлежащим образом. Если таковое осуществляется с целью
обеспечения безопасности, то установка камер не требует согласия родителей и
самих учащихся. Однако они должны быть проинформированы о видеонаблюдении,
камеры нужно установить открыто, также необходимо обеспечить доступ к локальным
актам, которыми оформлено введение видеонаблюдения. Это касается видеонаблюдения
в холлах, коридорах, гардеробах школы (в раздевалках, в которых снимают верхнюю
одежду), актовых залах, классах. Установка видеокамер в медицинских кабинетах
также не противоречит законодательству, если соблюдается приватность (наличие
ширм для раздевания и осмотров).
В целях
установления дополнительных гарантий соблюдения прав как потребителей
(пациентов, клиентов), а также самих работников и сотрудников должны быть
приняты внутренние документы, в которых предусмотрен порядок и сроки хранения
видеозаписей, указаны ответственные лица, имеющие доступ к системе
видеонаблюдения. Также необходимо предусмотреть возможность информирования о
системе видеонаблюдения с помощью размещения информационных табличек в зонах
видимости камер. Пунктом 1 статьи 152.1 "Гражданского кодекса Российской
Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2019) установлено, что обнародование и дальнейшее
использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также
видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен)
допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в
случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных,
общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено
при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или
на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах,
представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за
исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом
использования; 3) гражданин позировал за плату.
Не требуется согласия на
обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в
целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с
розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками
или очевидцами правонарушения).
Таким образом, при надлежащем нормативном
оформлении системы видеонаблюдения в образовательной организации размещение
видеокамер в классах, медицинских кабинетах и раздевалках (верхней одежды)
правомерно и не требует согласия родителей и персонала образовательной
организации. Видеонаблюдение
может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей. Эти
цели должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами,
устанавливающими правовые основания видеонаблюдения (видеосъемки).
Недисциплинированность.
Причины:
гиперактивность - избыток энергии, неумение рационально проявить свою
активность и инициативу;
неудачно выраженное стремление к самостоятельности;
неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;
желание противостоять подавлению личности.
Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку,
чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.
В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно
действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и
доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку.
Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и
интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность.
Побеги и бродяжничество:
Причины:
как следствие черепно - мозговой травмы, сотрясений или воспалительных
заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в
подростковом возрасте;
склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;
из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и
воспитателей;
реакция на неблагополучную среду воспитания;
отсутствие должной заботы о ребенке;
частые сердитые нарекания и брань взрослых;
наказания по пустякам;
ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с
педагогами);
под влиянием товарищей (конформный тип поведения).
Основные правила профилактики и устранения: Дать почувствовать, что
подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить.
Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников
и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути
согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в школе.
Грубость.
Причины:
самоутверждение в среде сверстников;
подавление личности ребенка взрослыми;
как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;
состояние переутомления.
Основные правила профилактики и устранения: Уважение достоинства ребенка.
Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае
ответной реакции на несправедливое обращение взрослых - исправление
взрослыми своей ошибки.
Агрессивность, жестокость.
Причины:
как следствие психического заболевания;
под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и
психологии того макросоциального коллектива, который окружает ребенка.
неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.
боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.
Основные правила профилактики и устранения:
Чем же можно побороть жестокость у подростков?
только воспитанием,
только развитием культуры,
только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром,
только любовью.
взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную
жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не
превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Лживость.
Причины:
стремление привлечь к себе внимание;
боязнь наказания;
желание «прикрыть» товарища.
Основные правила профилактики и устранения: Уважение к правдивости ребенка.
Убеждать, что лживость - презренное качество человека. Воспитатель сам
должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий
проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка
чувство страха и глубокой подавленности.
Воровство.
Причины:
недостаток любви и тепла;
недостаточная этическая воспитанность или избалованность;
потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство
одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по
мотиву шалости;
желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;
зависть.
Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к
каждому ребенку. Необходимо формировать правильное содержание понятия
«честность», «риск», представления о храбрости и т.п.
обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не
только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших;
вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он
получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности;
организовать досуг воспитанников.
«Добро воспитывается добром, а зло — злом» Подросток делает плохое не всегда
потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать
хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные
возможности и реализовать их? Для этого необходимо организовать ребенку
ситуацию успеха.
Рекомендации психолога:
-власть используйте лишь в меру необходимости.
-старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенка.
-всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками.
Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши
слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают,
когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не
только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию.
-умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я
был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и
завоевываете авторитет.
-прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу!
Памятка для родителей по правовому воспитанию.
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если
он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются
права ребенка?
Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
Когда его потребности игнорируются.
Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения. Когда
нарушается неприкосновенность ребенка.
Когда ребенка изолируют.
Когда ребенка запугивают.
Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи
решения. Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
Как реагирует
ребенок на нарушение его прав?
Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит,
паясничает, замыкается в себе и т.д.)
Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
Он часто бывает в плохом настроении.
Может сбежать из дома.
Может принимать наркотики или алкоголь.
Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
Где я могу узнать о
правах своих детей? К кому обратиться?
Социальный педагог школы.
Отдел опеки и попечительства.
Что родители могут
сделать для своего ребенка?
Память-закладку, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои
собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
Обеспечить ее физическую безопасность.
Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и
к другим людям.
Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с
ребенком своими чувствами и мыслями.
Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для
него доступными.
Привлекать ребенка для создания семейных правил.
Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически
уязвимы.
Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также
узнайте, что он думает по этому поводу.
Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и
рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и
нецелесообразные шаги к цели.
Памятка для родителей.
Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его
отдельные поступки - не одно и то же.
Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете
ему, верите в него, несмотря на ошибку.
Воспитание - это преемственность действий.
Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Уходить из дома на длительное время.
Ночевать у малознакомых для вас людей.
Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное
время вашего отпуска.
Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой
насильственных действий взрослых.
Носить чужую одежду.
Хранить чужие вещи.
в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они)
в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может
свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);
Вы должны знать:
С кем дружит ваш ребенок.
Где проводит свободное время.
Не пропускает занятий в школе.
В каком виде или состоянии возвращается домой.
Не позволяйте детям и подросткам:
Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:
в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем испачканы
бинты, закопчена посуду (это может свидетельствовать об употреблении
наркотических препаратов);
в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику
(выясните, кто и с какой целью их использует);
в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей,
ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами,
которые вызывают состояние одурманивания);
состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась
координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы
от укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о
применении ребенком наркотических веществ).
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Акцентирование внимания на поступках, а не на личностях.
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Снижение напряжения ситуации.
Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).
Сохранение положительной репутации ребенка.
Демонстрация неагрессивной модели поведения.
Что же делать родителям с «трудным» поведением своего ребенка?
Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого
поведения, учитывайте индивидуальность ребенка.
Усильте познавательный интерес.
Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.
Разговаривайте, объясняйте, но не
ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите
изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.
Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала
девиантное поведение проявляется эпизодически.
Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их
использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое
значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Советы о том, чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!
Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.
Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь
отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны.
Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!
Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем
самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично
разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с
другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее)
подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить
объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с
кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя
дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для
свиданий. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей
привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть
оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен
самостоятельно разбираться в ситуации.
Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей,
сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой
внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и
он имеет на это полное право!